Колонки не похожи на сложную технику, но достаточно посмотреть на цены некоторых акустических систем, чтобы понять, что просты они только на первый взгляд.

Почему некоторые модели стоят десятки тысяч гривен, и можно ли найти им бюджетную альтернативу – читайте в данной статье. Если любите музыку, то вас также может заинтересовать рейтинг TWS наушников и материал о их выборе.

 

Содержание:

1. Что такое акустическая система.

2. Какие бывают акустические системы:

3. Признаки Hi-Fi аппаратуры.

4. Технические характеристики:

5. Другие критерии, которые учитывают при выборе:

6. Требования к помещению.

7. Выбор акустической аппаратуры под стиль музыки

8. Итоги.


 

Что такое акустическая система, и из чего она состоит

Акустическая система (АС) – это несколько объединенных излучателей (колонок,  сабвуферов). Они имеют один или несколько динамиков, которые бывают высоко-, средне- и низкочастотными. Их называют:

  • ВЧ – твитеры или верха;

  • СЧ – мидренчи или середина;

  • НЧ – вуферы или низы.

Часто средние и низкие частоты воспроизводятся одним динамиком (СЧ/НЧ). 

Помните, что АС – последнее из звеньев в воспроизведении. К ним также относится проигрыватель и усилитель, а иногда другие устройства. Звучание зависит от всей аппаратуры, а не только от акустики. И если другие компоненты поменять легко и относительно недорого, то АС скорее всего с вами надолго. Потому к ее выбору нужно подходить внимательно.

Виды акустических систем

Существует несколько классификаций аудиосистем. На виды их делят отталкиваясь от следующих факторов:

  • полосность;

  • канальность;

  • предназначение;

  • активность/пассивность;

  • способ установки.

Чем отличаются одно-, двух- и трехполосные модели

Когда в свойствах вы видите характеристику “Количество полос”, то речь идет о динамиках:

  • Однополосные (широкополосные). Модели с одним динамиком. Такое устройство не позволяет одинаково хорошо воспроизвести весь диапазон звуков, а потому качество будет страдать. Такой формат является приемлемым для портативных и компьютерных колонок, бюджетной аппаратуры.

  • Двухполосные. Имеют 2 динамика – как правило твитер и СЧ/НЧ. Двухполосные модели считаются универсальными, а если к ним добавить сабвуфер, то удастся добиться качественного звучания.

  • Трехполосные. С ВЧ, СЧ и НЧ динамиком. Причем их количество не имеет значение: даже с 5 динамиками аппаратура будет считаться трехполосной. Такие системы покупают, если гонятся за качественным звуком.

 

Трехполосная система: хорошо видны разночастотные динамики

 

Тесно с полосностью связан кроссовер – микросхема, которая разделяет дорожку на несколько потоков по частоте. Чем больше динамиков – тем сложнее схема распределения и выше требования к кроссоверу. Это делает АС дороже, но не факт, что кардинально улучшит звук.

Виды по канальности

Полосность часто путают с канальностью, но это разные характеристики.

Канальность показывает, сколько звуковых излучателей входит в АС. Они в свою очередь могут быть 1-, 2 или 3-полосные. Канальность записывается двумя цифрами через точку, где первая обозначает количество колонок, вторая – сабвуферов. Так, 2.0 – стандартная стереосистема с 2 колонками, 2.1 – с 2 колонками и сабвуфером.

 

Система с канальностью 5.1

 

Серийная акустика обычно выпускается комплектами от 1.0 до 9.1. Количество излучателей влияет на объемность звука, но напрямую не связано с качеством. При выборе многоканальных систем не забывайте про коммутацию: чем больше излучателей – тем дольше придется заниматься кабель-менеджментом.

Саундбар – отдельный случай. Он выглядит как одна широкая колонка, но на самом деле это система из нескольких излучателей в одном корпусе. Количество каналов в саундбаре может быть как 2.0, так и 5.1.

 

Саундбар формата 2.0

 

Саундбар дает объемный звук, но не такой как многокомпонентная АС. Его преимуществом является простая установка – нет мороки с проводами.

Виды по предназначению

Выделяют такие классы аудиосистем:

  • Профессиональные. Оборудование для студий, клубов, концертных площадок. Оно специализированное, но не обязательно хорошее, потому выбирать стоит внимательно.

  • Домашние. Предназначены для установки дома. В данный класс входят как бюджетная аппаратура для фонового проигрывания музыки , так и дорогие Hi-Fi-системы.

  • Портативные. Переносные колонки с подключением по Bluetooth и автономным питанием. Есть как бюджетная, так и профессиональная портативная аудиоаппаратура.

  • Для домашнего кинотеатра. Как правило это 5.1 или 7.1 системы, саундбары. Имеют объемный звук, чтобы создавать эффект присутствия.

  • Смарт-колонки. Подвид аудиосистем с упором на многофункциональность. Поддерживают функции голосового управления, совместимы с технологиями умного дома.

Граница между видами иногда размытая, иногда типы накладываются друг на друга. Например, существуют портативные профессиональные колонки для уличных музыкантов.

Чем отличаются активные и пассивные системы

Для воспроизведения музыки нужно минимум 3 компонента:

  • проигрыватель;

  • усилитель;

  • акустическая система.

В некоторых акустических системах установлен встроенный усилитель, и они называются активными. В большинстве АС усилитель отсутствует, и они называются пассивными.

 

Тип системы

Преимущества 

Недостатки

Активная

- большая в сравнении с пассивными мобильность;

- меньше проводов – проще коммутация;

- более высокий КПД, так как усилитель оптимизирован под имеющиеся динамики.

- высока вероятность короткого замыкания при попадании влаги;

- масштабирование или модернизация затруднительны.

Пассивная

- проще модернизировать свой сетап (менять проигрыватель, усилитель, добавлять излучатели)

- нужно тщательнее подбирать оборудование, так как между собой должны быть совместимы все 3 компонента;

- коммутация сложнее;

- занимает больше места.

 

Часто недостатком активных аудиосистем называют стоимость, что некорректно. Они действительно стоят дороже пассивных, но для последних необходимо купить усилитель, что сведет на нет разницу в цене.

 

Активная система (усилитель на сабвуфере)

 

Виды по способу установки

По этому признаку выделяют колонки:

  • Полочные. Должны быть расположены приблизительно на уровне головы. Несмотря на название, ставить их на полки не рекомендуется. Лучше использовать специальные акустические стойки, поскольку они гасят вибрацию, предотвращая искажения звука. Если вы хотите поставить колонки на полку, то используйте подставки из резины или других эластичных материалов.

  • Напольные. К данной категории относятся аудиосистемы, которые ставят на пол. Чаще всего это высокие колонки (от 80 см).

 

Высокие напольные колонки

 

  • Подвесные. Вешают на стену или потолок при помощи кронштейнов, что экономит место. Недостатком являются возможные искажения из-за установки вплотную к стене.

  • Встраиваемые. Монтируют в стену или потолок, а потом закрывают декоративными панелями. Встраиваемые колонки популярны для домашних кинотеатров, поскольку их можно убрать за экран.

Многоканальные акустические системы могут комбинировать в себе несколько типов установки: например, основные колонки напольные, сателлиты (боковые и тыловые) – полочные или настенные.

Что такое Hi-Fi акустика?

Hi-Fi – это термин, которым обозначают аппаратуру и форматы записи, способные передать звук максимально близко к тому, как если бы вы слышали его вживую.

Данное понятие довольно размытое, и четко определенного стандарта не существует. Общепринятыми признаками акустических систем класса Hi-Fi являются:

  • Отношение сигнал/шум (SNR) – 90 дБ и выше.

  • Звуковые искажения – не более 3%.

  • АЧХ – ±4 дБ.

(Расшифровываются данные параметры в следующем пункте.)

Существует понятие High-End – оборудование, которое превосходит Hi-Fi. Но четких критериев для него также нет.

Какие технические характеристики учесть при выборе акустики

Начнем с ремарки: цифры лишь дают представление о том, чего ожидать от АС. Они не отвечают на вопрос, хорошо ли звучит система. На него можно ответить только после прослушивания. 

Мощность

Сложилось заблуждение, что мощнее – значит громче. Но это правда для усилителей, а у акустических систем данная характеристика слабо связана с громкостью.

Если мощность акустики указана в виде диапазона (20-120 Вт), то нижний порог – минимально необходимая входная (от усилителя) мощность, чтобы качество звука было высоким. Верхний порог – граничная входная мощность, при превышении которой динамики могут выйти из строя (микросхемы сгорят). 

Мощность может фигурировать в характеристиках как RMS или PMPO. RMS – оптимальное для оборудования значение, которое показывает, какую мощность электроника без последствий выдерживает длительное время. PMPO – это кратковременная пиковая нагрузка (1 с), которая не приведет к поломке.

Показатель мощности нужен, чтобы подобрать совместимый с АС усилитель. Если его выходная мощность больше RMS акустической системы, то с большой вероятностью электроника сгорит.

Чувствительность, сигнал/шум и АЧХ

Это 3 разных параметра, но все они измеряются в децибелах, что иногда приводит к путанице.

Чувствительность

Именно чувствительность влияет на громкость. Она показывает, какое звуковое давление (громкость) выдает динамик на расстоянии 1 м, если на него подать входную мощность 1 Вт.

Звучит непонятно, но на деле ничего сложного нет. Высокая чувствительность говорит о двух вещах:

  • Чем она меньше – тем мощнее усилитель потребуется для получения высокой громкости.

  • Колонки с чувствительностью, скажем, 100 дБ будут громче, чем при 97 дБ, если их подключить к одному усилителю. Причем зависимость нелинейная (логарифмическая): в нашем примере разница чувствительности составляет 3 дБ – 3%, но громкость будет отличаться более чем в 2 раза. 

А теперь к конкретике. Для комнаты площадью 14-16 м² подойдет АС с чувствительностью 90 дБ и усилитель с мощностью 20-30 Вт на канал. Для комнаты 18+ м² нужна АС на 92-93 дБ и усилитель 20-30 Вт. Если чувствительность недостаточная для комнаты, можно использовать более мощный усилитель. Например, для 20 м² взять акустическую систему 90 дБ, но усилитель 40-60 Вт на канал.

Стандартом чувствительности акустической системы для домашнего кинотеатра считается 105 дБ. Это связано с динамическим диапазоном – возможностью быстро перейти от тихого звука к громкому, что часто происходит в фильмах.

Сигнал/шум

Воспроизведение всегда сопряжено с шумами. Чтобы понять, насколько они заметны, существует соотношение сигнал/шум, которое показывает, насколько полезный сигнал громче шума. Полезным сигналом в данном случае является музыка, речь в фильме.

Для компьютерных колонок нормальным будет 60 дБ. Хорошим показателем считается 75 дБ. Для Hi-Fi – 90+ дБ.

Амплитудно-частотная характеристика

Посмотрите на картинку. Красным обозначен график входного сигнала (поступает от усилителя). Зеленым – график выходного сигнала (воспроизводится акустической системой).

 

График АЧХ

 

Они немного отличаются. Степень этих отличий и отображает амплитудно-частотная характеристика. В пиках отклонений для HI-Fi систем АЧХ не должна отличаться ± 4 дБ. Если разница больше, то может меняться тембр.

На деле АЧХ мало говорит о качестве звука, что подтверждают неутихающие споры в среде аудио-знатоков. Дело в окружении: замер АЧХ делают в безэховой камере, в которой звук не отражается от стен. В обычной комнате он отражается, потому реальная АЧХ и АЧХ указанная в характеристиках будут отличаться.

Рабочие частоты

С частотой дело обстоит проще всего. Человек слышит диапазон от 20 до 20 000 Гц. Потому выбирать колонки с верхним порогом больше 20 кГц (а такие существуют) не имеет смысла, особенно если производитель просит за это больше денег.

С нижним порогом все интересней. 30-40 Гц – это хорошие низы для большинства стилей музыки. Только в редких исключениях в треках есть бас 25 Гц. Если минимальная частота аудиосистемы класса Hi-Fi больше 60 Гц (как правило, это связано с отсутствием сабвуфера), а домашних – больше 120 Гц, то лучше поискать другую.

Сопротивление (импеданс)

Сопротивление само по себе ничего не говорит о звуке. У серийных моделей оно составляет 4, 6 или 8 Ом, иногда достигает 12 Ом. Сопротивление необходимо знать, чтобы выбрать колонки совместимые с усилителем. 

Если сопротивление колонки ниже чем у усилителя, то будут значительные искажения. Возможно срабатывание защиты от короткого замыкания, если такой предохранитель на системе установлен.

Если сопротивление акустической системы выше чем у усилителя, то воспроизведение будет тихим. Именно поэтому не все колонки достаточно громкие, если подключить к ним телефон напрямую.

Другие факторы, на которые стоит обратить внимание при выборе

Нюансов, о которых еще можно рассказать – много. Мы коснемся только тех критериев, которые нужно учитывать даже новичку.

Корпус: материалы и строение

Звук создает колебание диффузора динамика. Причем волны распространяются не только вперед, но и назад (инерционное движение). Исходя из этого, корпус акустических систем должен выполнять не только декоративную, но утилитарную функцию: не давать инерционным волнам отражаться от стен и портить звучание.

Лучше всего с этим справляется МДФ (плиты из прессованных опилок) и толстый пластик – у них высокий коэффициент поглощения. Тонкий пластик и металл слабо поглощают звук. Они допустимы в негромких и портативных колонках, в Hi-Fi оборудовании они нежелательны.

По типу корпуса акустические системы бывают:

  • Закрытые. “Коробки” – традиционные колонки закрытые со всех сторон. Хорошо гасят инерционные возмущения.

  • Закрытые с фазоинвертором. “Коробка” с трубкой – фазоинвертором. Он усиливает низкочастотные колебания за счет резонанса, углубляя бас.

 

Овальный фазоинвертор на тыльной части колонки

 

  • Открытые. Задняя стенка отсутствует, что в некоторых случаях дает положительный эффект, но с установкой придется повозиться.

  • Щитовые. Колонки только с передней панелью, на которой находятся динамики. В таком формате делают встраиваемые акустические системы. Отдельно стоящими щитовые колонки сложно установить так, чтобы получить в помещении нужную акустическую картину. 

 

Щитовые компьютерные колонки

 

Мобильность

Возможность перенести акустическую систему – очевидное преимущество. С многоканальными проводными системами могут возникнуть проблемы, даже если их нужно перенести в соседнюю комнату. Много времени займет кабель-менеджмент, не говоря уже о том, что в таких случаях придется заново выстраивать звуковую картину.

Лучший вариант – блютуз-колонки, так как их просто перемещать по помещению, можно взять на улицу.

Разъемы, шнуры и интерфейсы

Типы подключения (коннекторы) системы:

  • TRS (Jack 6.3 mm). Используется в концертном и студийном оборудовании. В домашней акустике встречается реже.

  • Клеммы. Подключение при помощи зажима. Используются, чтобы объединять колонки между собой.

  • miniJack 3.5 мм (AUX). Стандартный вход. При покупке кабелей не забывайте про то, что miniJack бывает двух видов: моно – с одной контактной линией на штекере, стерео – с двумя.

  • USB. Оптимальный вариант для компьютерных колонок. Через USB может не только передаваться сигнал, но и поступать питание.

  • RCA (тюльпан). Тип постепенно теряет актуальность. Явных недостатков не имеет, но в случае повреждения не получится купить замену так же быстро как USB или mini Jack.

  • micro USB. Используется для подключения плеера или смартфона.

  • Беспроводное подключение. Самые популярные – Bluetooth и Wi-Fi. Аудиофилы относятся к беспроводному подключению скептически, мол оно дает большие искажения. Возможно, это было правдой раньше, но в наше время технологии устранили такой недостаток.

  • Двухкабельное подключение. Используется в оборудовании высокого класса. Оно нужно, если усилитель сам разделяет поток на ВЧ и СЧ/НЧ. Такое разделение более качественное, чем когда его осуществляет кроссовер.

 

Коннекторы на "материнской" колонке многоканальной акустической системы

 

В среде аудиофилов родились легенды о “волшебных” материалах кабеля – сплавах с драгметаллами, бескислородной меди, прочее. В реальности они играют очень незначительную роль. Действительно важен диаметр провода. Для обычных систем хватит сечения в 3 мм. Кабеля с диаметром 5+ мм предназначены для аппаратуры 2+ кВт.

Из интерфейсов для домашних акустических систем достаточно регуляторов громкости, тона и баса. Более продвинутые модели (обычно относятся к активным) получают эквалайзер или дисплей для детальной настройки. Плюсом при выборе будет пульт дистанционного управления.

 

Стандартные регуляторы

 

Защищенность

Можно выделить 3 вида защиты аудиосистем:

  • От помех. Современная электроника хорошо противостоит воздействию “фона”. Дополнительное экранирование акустических систем часто является лишь маркетинговым ходом, потому ориентироваться на него при выборе необязательно.

  • От проблем с питанием. Это предохранители, которые реагируют на короткое замыкание, перепады напряжения, перегрев элементов.

  • Влагозащита. Является необходимостью для уличной акустики, но будет полезна и для домашних колонок. Подробнее о стандартах влагозащиты читайте здесь

Акустическая система может успешно функционировать без дополнительной защиты, но никто не застрахован от внештатных ситуаций.

Влияние окружения на качество звука

Даже дорогая Hi-Fi-система может плохо звучать из-за неграмотной установки. Придерживайтесь следующих правил:

  • Не покупайте многоканальные системы для маленького помещения. Для небольшой комнаты (до 15-18 м²) будет достаточно стереосистемы (2.0).

  • Комната не должна быть пустой. Чтобы звук рассеивался без многократного отражения, используйте мягкую мебель, ковры, тяжелые шторы – их делают из материалов с хорошим поглощением.

  • Прочитайте инструкцию, чтобы в правильных местах поставить основные колонки и сателлиты. Соблюдайте между ними рекомендованное расстояние.

  • Не ставьте колонки вплотную к стенам. Необходимый отступ также смотрите в инструкции.

При установке можно воспользоваться микрофоном и программой LoudSpeaker LAB 3 для замеров, но в большинстве случаев удается обойтись без нее.

Нужно ли подбирать АС под любимый стиль музыки?

Скорее нет чем да. В большинстве случаев колонки одинаково справляются с воспроизведением любой музыки.

Иногда под стиль подбирают материалы динамиков. Металл лучше звучит с титановыми диафрагмами и кевларовыми диффузорами. Для мягких стилей (классика, легкий рок, джаз) больше подходят бумажные диффузоры. Для электронной музыки может понадобится система с глубоким басом (ниже 40 Гц).

Ориентироваться на стиль не стоит. Во-первых, спецификации дают незначительный эффект. Во-вторых, вкусы со временем меняются, и тогда АС потребует замены.

Итоги

Акустические системы не такие простые, как кажется на первый взгляд, но чего-то сверхсложного в их выборе нет.

  • Количество полос напрямую влияет на качество.

  • Если вы хотите создать в комнате объемный звук, выбирайте многоканальную акустику.

  • Определитесь с бюджетом. Учитывайте, что большинство серийных систем поддаются масштабированию. То есть можно взять комплект 2.0 или 2.1, а позже докупить колонки-сателлиты, чтобы не платить всю сумму сразу.

  • Мощность и сопротивление выбирают так, чтобы система была совместима с усилителем.

  • Верхний порог частот у всех систем плюс-минус одинаковый, а вот на нижний стоит смотреть внимательнее.

И не забывайте слушать, ведь суть акустических систем не в парамтерах, а в их звучании.