Велосипед это хорошее средство от городских пробок и инструмент для организации активного досуга. Стальной конь не займет много места, с ним можно в любой момент выехать за город, отправиться за покупками. Если вы планируете покупку первого велосипеда, и не знаете с чего начать – прочитайте данную статью, в ней мы постараемся дать ответы на наиболее распространенные вопросы связанные с выбором.
Содержание:
Какими бывают велосипеды?
Подбирать велосипед следует под ваш стиль катания. Определитесь где именно и как часто вы будете его использовать. Исходя их задач выбирайте один из следующих типов:
горные. Одна из самых универсальных разновидностей байков, которая подойдет “на все случаи жизни”. Несмотря на название такие велосипеды применимы не только в горах, они позволят с комфортом передвигаться по обычной асфальтированной дороге (которая, в Украине, часто не отличается по качеству от пересеченной местности) или грунтовке. Обладают широкими покрышками, колесами относительно большого диаметра и высоким посадочным профилем;
городские или круизеры. Предназначены для прогулок и максимального комфорта. Как правило, это велосипеды с уникальным дизайном рамы, большим и комфортным сиденьем на пружинах и высоким рулем (чтобы ездить с прямой посадкой, не пригибаясь к рулю). Велосипеды-круизеры предназначены для езды по асфальту и специальным велодорожкам;
шоссейные. Велосипеды предназначенные для развития больших скоростей на ровной трассе. У них тонкие и легкие рамы, нет амортизации и самые тонкие покрышки;
гибридные или кроссовые. Гибрид стандартного горного велосипеда с городским. У него меньше толщина покрышек, более низкая посадка и рама, обычно, тяжелее чем у горных, но легче чем у круизеров. На нем будет одинаково удобно передвигаться по городу и грунтовым тропинкам;
электровелосипед. Круизер или гибрид оснащенный электродвигателем, способным подзарядится в те моменты, когда вы крутите педали самостоятельно;
для экстремального спорта
BMX. Класс велосипедов предназначенный для исполнения трюков и фристайла;
байки для триала. Триал, это способ передвижения на велосипеде по полному “бездорожью”. У них, как и у BMX-ов, очень низкая рама (чтобы не стеснят движений во время выполнения трюков и прыжков) а также легкосъемное сиденье. Профессиональные BMX-еры и триальщики, частенько, не используют сиденье вообще, вставляя на его место заглушку.
Критерии выбора велосипеда
Определившись с типом велосипеда, нужно выбрать будущий байк по комплектующим и бюджету. От качества комплектующих будет зависеть комфорт при езде и то, как часто вам придется обращаться в веломастерскую.
Бюджет
От опытных велосипедистов часто можно услышать, что невозможно купить приличный байк менее чем за 800-1000 долларов. Но это не совсем так. Для того чтобы совершать легкие прогулки в пределах города или выезжать за его пределы на расстояния до 5-10 км достаточно довольно бюджетных велосипедов, здесь важнее подобрать правильный тип и размеры, чтобы кататься было удобно. Следует понимать, что такие велосипеды, при прочих равных, будут собраны с большими допусками, и будут немного тяжелее и менее маневренны, чем более дорогие модели. Неплохой городской велосипед можно купить начиная с 5000-6000 грн, горный – примерно с 10 000 и так далее.
Размер колеса
От размера колеса зависит, насколько интенсивно вам придется крутить педали на одной и той же передаче, а также проходимость велосипеда. Колесо большего диаметра легче проходит препятствия, лучше амортизирует в выбоинах и ямах.
от 23” и до 25”. Колеса для детей и подростков;
26”. Золотой стандарт для тех, у кого рост до 170 см;
27,5”. Промежуточный размер, для тех, кому “найнеры” слишком велики;
29” или “найнеры” (от слова “девять” англ.) самые “проходимые” колеса. Выбирать такой диаметр оптимально на кроссовиках или горных моделях. В городе преимущества от него не так очевидны.
Размер рамы
Пропорции тела у всех разные, следовательно, какого-то одного универсального размера не существует. Высота и длина рамы подбираются исходя из вашего роста и здесь нужно быть предельно внимательным. От этого зависит комфорт вашей будущей езды и безопасность. Ведь если высоту еще можно немного компенсировать регулируя сиденье, то длину рамы изменить невозможно, и вам придется нагибаться к рулю в неудобном положении, что уменьшает управляемость. Общий принцип подбора высоты рамы велосипеда изображен на картинке в начале раздела. Однако, давайте разберемся с этим подробнее:
рост нужно измерять без обуви у стены, как видно из картинки, между рамой и промежностью должно быть от 5 до 10 см;
ориентироваться можно по размерным сеткам производителя, необязательно (но очень желательно) “мерять” велосипед вживую;
если ваш рост находиться на границе размеров – выбирайте для прогулочного катания меньший размер, а для спорта и скоростной езды – больший;
выбирая “найнер” берите его на размер меньше чем велосипеды с колесами на 26"-27,5";
при большом собственном весе, компенсировать его нужно не размером велосипеда, а общей прочностью рамы и всех комплектующих, а для этого придется увеличить выделенный на покупку бюджет.
Вот небольшая таблица, по которой можно примерно определить длину пролета рамы, для разного роста и разных типов байков. Но учтите, вам все равно лучше хотя бы один раз сесть на велосипед лично, чтобы убедиться, что вам будет комфортно. Таблица нужна лишь для того, чтобы у вас было примерное представление, какая группа размеров вам подойдет.
Конструкция рамы
Подвес
Горные байки и гибриды (кроссовики) чаще всего встречаются в двух исполнениях: хардтейл или двухподвес. У хардтейла амортизирована только передняя вилка, у двухподвеса – обе.
Казалось бы, в любом случае предпочтительнее двухподвесный велосипед – он будет лучше амортизировать удары, и езда на нем будет гораздо плавнее. Но это не совсем так. Дело в том, что амортизаторы в велосипедах довольно дорогая и сложная деталь и в бюджетных моделях на них экономят, заменяя пружинным (а не масляным) аналогом. В случае хардтейла это не столь критично (потому что на руль нагрузка в разы меньше чем на сиденье), а вот задний подвес на бюджетных амортизаторах велосипеда будет гасить импульсы от педалирования, вместо того, чтобы компенсировать инерцию ударов снизу. Поэтому, в бюджете до 10-12 тысяч гривен лучше отдавать предпочтение хардтейлам.
Материал рамы
Рамы делают из:
стали. Тяжелее всего, но и наиболее прочны;
алюминия. Относительно легкие. Золотая середина по соотношению цена/качество/легкость;
титанового сплава. Титан легкий, но существенно повышает стоимость рамы;
карбона. Очень легкие, но требуют максимально бережного обращения, так как весьма хрупкие. Подойдут спортсменам для шоссейных гонок.
Тормоза
Тормоза, важный элемент вашей безопасности. С ними история такая же, как и с амортизацией подвесов. Есть всего две разновидности: V-образные и дисковые.
Дисковые точнее и проще передают энергию нажатия тормозному механизму, и, следовательно, повышают скорость срабатывания. Это важно не только в спорте, но и во внештатных аварийных ситуациях, которые могут возникнуть во время езды.
Качественные дисковые тормоза сложный механизм, который существенно удорожает сборку. Следовательно, в бюджете до 10 тыс. гривен лучше выбирать велосипед с качественными V-образными тормозами, а на “дисковые” смотреть в моделях с более высокой ценой.
Седло
Выбор формы седла зависит от вашего стиля езды:
широкое, мягкое седло с пружинами удобно, если вы используете прогулочный круизер, с высоко поднятым рулем и прямой посадкой. Велосипедисты со стажем называют такие седла “диванами”. Они будут максимально эффективными при неспешной, расслабленной езде. Стоит понимать, что с таким седлом вам будет некомфортно разгоняться и кататься на высоких скоростях;
средне-мягкое. Используется в горных и кроссовых велосипедах. Главное здесь прочная фиксация и жесткая посадка седла на штырь, чтобы оно не люфтило при езде по пересеченной местности;
узкие шоссейные. Прочные, узкие, облегченные сиденья (часто их делают из карбона с символической “мягкой частью” наверху) предназначены для спортсменов. Такие седла позволяют педалировать на максимальной скорости и существенно снижают трение ног велосипедиста о седло благодаря своей форме. Естественно, просто прогуливаться на таком седле будет не слишком комфортно.
Седло, та вещь, которую необходимо выбирать наиболее тщательно. Так как первая крепатура у новичков, и тех кто долго до этого не катался, связана, как правило, с забоем мышц промежности. Снизить этот негативный эффект можно только проездив несколько недель и правильно подобрав сиденье велосипеда. Вот несколько советов по выбору сидушки:
одного рецепта для выбора нет, строение таза у каждого индивидуально. Благо, сиденье можно купить отдельно, уже после покупки велосипеда. Поездив несколько месяцев вы поймете какая форма для вас удобнее всего;
мягко – не всегда комфортно. Вопреки расхожему мнению что мягкие сиденья всегда удобны, это не так. Седалищные кости проседают вглубь на мягком сиденье и через 20-30 минут основное давление перейдет на мягкие части, что может причинить определенный дискомфорт;
тестировать седло нужно на той посадке, при которой вы катаетесь большую часть времени, тогда риск ошибиться с выбором минимальный.
Руль велосипеда
Существует несколько видов рулей, и каждый из них предназначен для своей категории велосипедов. Важно понимать, что руль для скоростной езды будет неприменим на горном велосипеде, а “прогулочный” лучше не устанавливать на гибридный кроссовик. Выбирая учитывайте:
Количество доступных положений рук. Вам придется регулярно менять положение, чтобы снизить нагрузку на кисти, запястья, спину, поясницу. Особенно актуально это при длительной езде. Если руль регулируется и имеет несколько положений, он лучше подойдет для велотуризма. Модели с одним, двумя положениями или вовсе без фиксации – подойдут для прогулочных велосипедов;
определите какое положение тела при поездках вы предпочитаете. Это перекликается с предыдущим пунктом, так как с низким рулем будет неудобно кататься по городу, а с высоким ездить быстро;
руль должен прочно фиксироваться и гасить вибрации. Это зависит от его конструкции и материалов, из которых его изготавливают;
чтобы подобрать оптимальный тип велосипедного руля, вам придется попробовать разные модели. Вам может не сразу понравиться новый тип, но, со временем, вы привыкнете к нему и оцените преимущества, которые он предоставляет. Так может быть, например, при пересадке с гибрида на шоссейник, у корого руль типа “бараньи рога”, рассчитанный на низкую посадку.
Типы велосипедных рулей
прямые (горные);
поднятый вертикальный руль для прогулок, бывает разных форм, например очень распространены “коровьи рога”;
рули для трекинга “бабочки”, оптимальны в путешествиях по пересеченной местности;
“бараньи рога” – для шоссейных гонок.
Переключатель передач
Как правило, большинство современных велосипедов оснащены трансмиссией и позволяют переключать скорости, на которых вы будете ездить прямо на ходу. Специальные машинки перебрасывают велосипедную цепь на основной и задней трансмиссии в нужное положение и вам становиться легче ехать в гору, или разгоняться на ровной дороге при высокой передаче.
Если не рассматривать переключатели для экстремального спорта (к которым совершенно иные требования) для прогулок и любительской езды важны всего несколько моментов:
точность переключения. При передвижении управляющей трещотки на одно деление, машинка должна перекладывать цепь на одну звездочку ниже или выше;
цепь не должна слетать из-за того, что машинка ослабляет ее натяжение слишком сильно;
переключатели должны быть удобными и интуитивно понятными.
Дополнительные нюансы велосипедов
Кроме основных параметров, влияющих на комфорт езды и прочность велосипеда, стоит обратить внимание на дополнительное оснащение, под которое на раме должны быть предусмотрены монтажные разъемы. Это могут быть:
крепление для насоса, бутылки с водой;
багажник, передний или задний. Или крепление для передней или задней корзины (удобно чтобы возить покупки);
разъемы на руле для крепления спидометра или фар.
Если подобных разъемов нет, часто можно использовать специализированные аксессуары на ремнях и самозатягивающихся фиксаторах, но стоит понимать, что надежность у подобного крепления ниже.
Выводы
Хороший велосипед для туризма или кроссовой езды по бездорожью, действительно, не может стоить дешево. Но многим из нас достаточно прогулочного круизера – где на первый план выходит дизайн и комфорт посадки, или универсального простенького байка, который будет использоваться в прогулочном режиме.
Поэтому выбирайте исходя из поставленных целей и помните – комфорт вещь индивидуальная. Прежде чем покупать велик лучше всего протестировать его в магазине или попросить аналогичную модель у друзей для проверки.