Система охлаждения практически всех ноутбуков включает в себя вентиляторы. Кулеры обеспечивают интенсивную циркуляцию воздуха внутри корпуса и помогают рассеивать избыточное тепло с радиаторов. Со временем, из-за того что смазка в подшипнике насыщается микрочастицами пыли, она густеет и ход вентилятора может замедлится. Также, возможна ситуация, когда постепенно разбивается сам подшипник или же разбиватся удерживающая его обойма –в результате возникает дребезжание и усиливается шум. В обоих случаях вентилятор перестает справляться с охлаждением и температура внутри корпуса начнет подниматься. Устранить такие проблемы в работе можно смазав подшипник или заменив его.
В данной статье мы поговорим о том, какие инструменты нам понадобятся для обслуживания подшипника и о том, что еще можно сделать если смазка не решает проблему.
Содержание:
Как часто нужно смазывать кулер?
Определенной периодичности для данной процедуры нет. Ее нужно производить по мере необходимости, если вентилятор перестал вращаться, начал сильно шуметь или скорость его вращения ощутимо замедлилась.
По модели вентилятора (указана на сервисной наклейке) вы можете найти эталонную скорость его работы в об/мин. Если эта скорость отличается от указанной производителем более чем на 10% в сторону снижения – нужно смазать или заменить подшипник вентилятора. Отследить скорость вращения вентилятора можно в специализированном ПО типа Aida64 или ему подобных.
Необходимые инструменты и расходники
набор отверток. Или одна универсальная, но обязательно с тонким цевьем, и набором соответствующих бит. Вам понадобятся самые тонкие крестовые насадки и шестигранники. Также важно чтобы отвертка была намагничена, иначе есть риск уронить винты в корпус;
пинцет для работы с мелкими деталям, лучше с магнитными щечками;
канцелярский нож для поддевания уплотнителя или набор для вскрытия гаджетов (продаются в универсальных магазинах), там есть тонкие пластиковые лопатки. Также подойдет цельная тонкая плоская отвертка;
ватные “ушные” палочки;
пылесос на режиме выдува, или фен на котором можно регулировать скорость и температуру выдува. Подойдет также сжатый воздух в баллончиках;
смазка для подшипников;
этиловый спирт или уайт спирит, для обезжиривания лопастей и поверхности под вентилятором;
одноразовый шприц с иглой (понадобится в отдельных случаях).
Для смазки подходят несколько разных видов масел:
синтетическое автомобильное рассчитанное на температуры до 100 °С и скорость вращения до 4-5 тыс об/мин (обычная скорость для кулера);
масло для швейных машин и электроинструментов;
силиконовая смазка для редукторов бытовых приборов;
специализированная для кулеров (например, Molykote Omnigliss).
* Категорически не рекомендуется применение любых густых масел, а также смазок на основе бисульфата молибдена, так как они приводят к заклиниванию подшипников.
Как устроен подшипник в вентиляторе ноутбука
Прежде чем приступить к смазке, стоит разобраться в устройстве подшипника, чтобы понять как его обслужить если стандартная процедура не поможет.
В 95% случаев, в ноутбуках установлены стандартные кулеры, которые вращаются на подшипниках качения. Типовое устройство такого подшипника вы можете видеть на рисунке.
1) Кольцо-предохранитель.
2) Уплотнительная резинка (сальник).
3) Втулка.
4) Барабан качения.
5) Корпус.
Понимание устройства подшипника вам понадобиться, чтобы его промыть, если простой способ смазки не решит проблему.
Процесс смазки подшипника и чистки вентилятора
Есть всего два варианта чистки: с извлечением кулера из корпуса или без него. В последнем случае вы сможете почистить кулер более тщательно, однако придется выполнить работы в несколько этапов:
сперва продуваем основание лопастей чтобы убрать ту пыль, которая “сама отвалится”. Стоит учитывать, что баллончик или фен разнесут пыль по комнате;
снимаем кулер. Обычно он держится на 2-3-4 винтах. Складываем винты отдельно, ищем шлейф питания, аккуратно отсоединяем;
ватной палочкой смоченной в этиловом спирте очищаем лопасти и протираем тыльную плоскость;
в центре вертушки есть сервисная наклейка, она закрывает подшипник. Эту наклейку необходим аккуратно приподнять (отклеивать полностью не нужно) – под ней расположен подшипник. Аккуратно, пинцетом приподнимаем сальник подшипника и капаем под него несколько капель смазки, делаем это медленно, чтобы масло успело растечься;
пальцами вращаем лопасти вентилятора, чтобы смазка лучше разошлась;
возвращаем на место уплотнитель (если он был);
ждем 10-15 минут, чтобы смазка успела проникнуть в подшипник и на ось.
Что может пойти не так?
Иногда, скорость вращения кулера не восстанавливается после быстрой смазки, тогда, возможно, придется промыть или заменить подшипник или же весь кулер целиком.
Промывка подшипника
Добавлять масло во вращающуюся часть не всегда эффективно, иногда 1-2 капли жидкой смазки не способны “выдавить” загустевшую оливу из механизма. Тогда подшипник можно “реанимировать” при помощи промывки. Для этого необходимо снять предохранитель и сальник, вытянуть сердечник и промыть детали в ванной с любым растворителем (кроме сальника, его лучше обрабатывать только спиртом). Затем, после просушки, собирая механизм, добавляем 1-2 капли масла до установки сальника и предохранителя, а потом прокручиваем.
Замена подшипника
Если вы промывали и смазывали подшипник, но вентилятор все равно крутится с заметным усилием – возможно стоит заменить его. Для этого вам понадобиться установить его размер. Действенный способ всего один – найти в интернете спецификацию по модели кулера. Заказать необходимую деталь можно в специализированных магазинах. Для извлечения может понадобиться очень тонкий пинцет.
Если установить модель кулера невозможно, можете измерить диаметр корпуса и отверстия подшипника штангенциркулем и приобрести соответствующий замерам.
Замена вентилятора
Иногда, если подшипник вентилятора работает плохо даже после смазки и вы не можете определить его размер или он заклинил, есть смысл заменить весь кулер. Его модель, как правило, указана на сервисной наклейке и по ней легко найти соответствующий товар в интернет-магазинах.
Итоги
Целесообразность всех этих манипуляций (кроме стандартной смазки без разборки) будет актуальна далеко не всегда и не всем. В большинстве ноутбуков стоимость стандартного кулера не превышает 150-200 грн, то есть его реально проще заменить полностью, не заморачиваясь промывкой подшипника или его заменой. Тут решайте сами, что для вас удобнее или дешевле.